О том, что печник — профессия древняя, знают все. Раньше любое ремесло становилось семейным — гончары, пекари, кузнецы, ткачи, плотники, печники. Знания и умения передавались из поколения в поколение, впитывались с рождения и укоренялись в процессе жизненного становления. Сейчас любую профессию можно освоить с нуля. Но династии в профессии продолжают существовать. Владимир Демид — потомственный печник, мастер, который с малого детства изучал печное дело, который хранит историю своей семьи и продолжает ее делом.
Ремесло печника издревле считалось потомственным, в вашем случае так и вышло. Расскажите о печниках в вашей семье.
Печником я стал поневоле, точнее, в этом была предопределенность — я печник в третьем поколении. Ремесло освоил от отца, который в свою очередь учился у своего отца — моего деда. Как мне потом рассказывали, что деда научили когда-то евреи, которые занимались печами. Он рано осиротел, приходилось подрабатывать с малых лет. Его заметили, привлекли сначала в качестве помощника. Так он осваивал азы печного ремесла. Затем привлек и своего брата. Моего деда звали Петр, брата — Василий. В округе они были умелыми печниками. Их помнят до сих пор и печки, сделанные их руками, по-прежнему функционируют.
Уже потом от деда эту профессию освоил отец. Как и любой ребенок, бывавший на работе своих родителей, я с детства заинтересовался и погрузился в это. Интересно было, чем занимался отец. Он был мастером на все руки. Нравилось за ним наблюдать. С юношеского возраста начал помогать отцу и так незаметно увлекся. Профессия очень интересная, зачаровывает.
У нашего отца три сына — и все трое были вовлечены в это дело. Братья хорошие каменщики. Печки тоже делали. По вечерам мы проводили диспуты по печному делу: садились за стол, брали тетрадь, ручки-карандаши и соревновались в порядовках. Эскизы какие-то рисовали.
Кстати, у нас в семье все очень хорошо рисовали (стенгазеты, плакаты в школе), в армии на втором году службы меня сделали художником роты. Эта способность очень кстати в печном деле, здесь тоже можно проявить свои художественные навыки. Элементы дизайна, художественное видение. У меня никогда не было желания сделать просто печь, которая была бы качественной с конструктивной точки зрения, и на этом все. Мне всегда хотелось проработать и дизайн, чтобы внешний вид был отличительной особенностью, тем, что ее выделяет.
Деды мои делали кафельные печи и даже в то время они были красивыми, была соблюдена соразмерность, пропорции, линии. А они тогда понятия не имели о дизайне, это, скорее, проявление внутреннего художественного вкуса.
В анкете указано, что ваш дедушка был одним из известнейших печников в вашем округе. Удалось ли вам поучиться у него или вашим учителем был отец?
Так вышло, что дед ушел из жизни по болезни рано. Он умер, когда мне было 4 года, но какая-то детская память о нем у меня сохранилась. Как рассказывала мать, я был одним из самых любимых внуков. Не знаю, возможно, эта любовь каким-то способом могла передать эту энергию, тягу к печному делу. На генетическом уровне. Но как-то мне это все легко давалось потом. И сейчас. Я это все вижу. Может, он мне помогает где-то сверху, ведет по жизни. Например, когда нет какого-то решения, придерживаюсь народного «утро вечера мудренее» — и на следующий день все складывается в нужную картину.
Брат деда Василий прожил дольше, до 75 лет, с ним я был знаком. Был удивительно интересной и уважаемой личностью. Разговаривали много, где-то и о печных темах, но на тот момент это еще не было делом моей жизни. Я был в самом начале пути.
Память о моих дедах жива не только в нашей семье — о них помнят и знают все. Мне до сих пор говорят, что я внук уважаемого человека.
Была ли печь в вашем детстве, с которой связаны особые теплые воспоминания?
Конечно! Печь такая есть из воспоминаний. Причем не одна. Что у одних дедушки с бабушкой, что у других. У них были русские печи, на которых, можно сказать, и проходило мое детство. Когда приезжали к дедушке с бабушкой на деревню, то практически с той печки и не слазили.
Чаще и дольше гостили у родителей моей матери. Дед сам делал эту печь, я в ней все знаю, каждый уголок. Бабушка нас очень любила, баловала, как, наверное и все бабушки в мире. Главное место нашей дислокации в доме — несомненно печка. Мы там прятали секреты. Самые теплые воспоминания детства. И вечера возле печки… Это как-то впитывается душой, когда ты сидишь вечером у открытого огня, смотришь на угли. Неповторимая атмосфера. И подсознательно потом ты сам к этому тянешься.
Почему решили продолжить семейное дело и выбрали для себя путь печника?
Вовлеченный в эту тему с детства, воспитанный отцом, которым являлся несомненным авторитетом, наблюдая за тем, как относятся к нему люди, как хранится дедова память, когда я «внук Петра», — это все перешло ко мне естественно, само собой. Когда ты видишь, что профессию твоего отца уважают, ты даже не выбираешь, а просто не хочешь это останавливать. Следовать по пути твоего примера, чтобы люди так же относились к тебе.
Если бы не печи… Был ли жизненный план Б? Кем бы вы могли быть, если бы жизнь сложилась иначе?
Если бы не печи, то даже не знаю. Кроме печей я много чем занимался по строительству. Работал на электростанции. Работал в Москве, строили беседочные комплексы вместе с барбекю, банные комплексы, разрабатывал проекты, согласовывал дизайн. Проекты были серьезные и заказчики всегда оставались довольными.
Но меня всегда по жизни двигала какая-то творческая составляющая. В свое время даже задумывался о специальности художник-оформитель. Но печное дело смогло все совместить воедино. И сама профессия очень интересная, до сих пор востребованная. Печников не так уж много в сравнении с другими профессиями. А печников хороших — тем более, на пальцах перечесть.
А вообще в жизни вы человек плана или ситуации? Все, что у вас есть сейчас, вы к этому стремились, шли целенаправленно или все решалось стечением времени и обстоятельств?
По жизни мы всё стараемся планировать, но все равно часто решения принимаются по ситуации. Человек намечает вектор своего движения, развития, но сила случая неоспорима. Ведь не случайно, помимо печного дела, я и другие профессии охватывал, всегда считал, что многовекторность дает больше возможностей и подстрахует в нужный момент. Период 90-х во многом закалил меня, впрочем, как и многих. Приходилось выживать в буквальном смысле, а для этого требовалась не дюжая сноровка. Поэтому придерживаюсь серединного принципа: вектор должен быть заложен, а направления его может менять жизнь. И к этому нужно быть готовым.
В печном деле вы давно. Что изменилось за эти тридцать с небольшим лет? К слову, печи начала вашей деятельности отличаются от теперешних?
Да, в печном деле я уже давно, более 30 лет. И за это время печи претерпели колоссальные изменения. Когда я начинал, это больше передавалось через знания другого мастера, часто по наследству. Со временем все развивается — литература, интернет. Возможности расширились. Книги доступны, смотришь, как и что делать. Благодаря интернету началось более интенсивное общение с другими мастерами из разных стран. Обмен мнениями, знаниями, опытом. Одно дело, когда это узкий круг, другое — возможность обширного взаимодействия. Даже по опыту существования БелПО понимаю, что за эти годы много полезного почерпнул от ребят-коллег. В таком общении виден профессиональный рост каждого. И в этом круговороте сам точно не остановишься. Да, старая школа во мне — это фундамент. Все остальное — развитие. Семинары, которые порой делают переворот в сознании, как, например, семинар в Германии. Профессиональные собрания, обмен мнениями — это развитие, оттачивание мастерства.
Достойный печник всегда в процессе обучения. Он не стоит на месте, а постоянно развивается. Поэтому если печки, которые я делал раньше, на тот момент были совершенными, то на теперешний момент я понимаю, что и как могло бы быть лучше. Но это уже сейчас. Абсолют момента разный — тогда и сейчас. Главное, что этот критерий есть в обоих измерениях. И так из года в год. Это свидетельство пути: печь, которую ты сделал раньше, сейчас бы сделал иначе, не потому что она плоха, а потому что возможности и знания другие. Это правильно. Ты должен развиваться постоянно, и тогда твой продукт в конечном итоге становится качественнее.
И о мотивации мастера. Не деньги во главе, а желание быть лучше себя вчерашнего. Понятное дело, что твой труд должен оцениваться, но без желания делать максимально хорошо, ты тоже не развиваешься. Твой продукт не только должен выполнять свои функции безупречно, но и радовать душу, быть прекрасным. Если во главе угла деньги, то все остальное теряется. Эту тонкую грань важно не переступить. Есть мастера, которые пренебрегают этим, но ведь то, что важно для меня — не обязательно важно для других. Мне необходимо получать удовлетворение от свой работы.
Расскажите о том периоде, когда вы начали работать самостоятельно. Помните свою первую печь? Расскажите о ней: тяжело ли далось, довольны ли вы результатом, остались ли довольны ваши заказчики?
После армии с отцом работали в паре. Это был как приработок. Была основная специальность. Получив максимальные практические навыки от отца, стал искать литературу и узнавать больше по технической части. Когда отец отошел от дел, то все его заказчики перешли ко мне. Начал работать самостоятельно, а с 2000 года занимаюсь только печным делом. Первую свою печь я сделал в 22 года. Причем печь была такая, которую отец не делал. Это была печь Подгородникова, так называемая «экономка», колпаковая. Она тоже работает до сих пор. Это был толчок, вызов: у отца не получалось, а я взялся. По книжке. Выход из зоны комфорта, когда тебя не страхует никто и ты полностью погружаешься в то, что до этого не делал. Моя печь живет уже более 30 лет. Таких печей потом сделал еще штуки четыре точно.
О географии ваших работ — где «живут» печи, построенные вами? И ведете ли вы количественные подсчеты всему, что сделали ваши руки?
Березовский район, город Белоозерск, Подмосковье и Калужская область, Ярославская, Владимирская. Много где работал. По Беларуси. Количество не знаю, но если предположить, то где-то минимум 300 и до 600.
В печном деле, как и в любом другом, есть профессионалы, а есть случайные люди. Поделитесь знанием, как не попасть в неприятную ситуацию и отличить хорошего мастера от того, кто таковым себя только называет?
Да, как и в любом деле. Я знаю печников, которых можно назвать Печниками с большой буквы, но в жизни сталкиваешься и переделываешь за теми, кто хочет просто денег, исключая совесть и игнорируя объективную оценку своих возможностей и знаний. Как итог — печь не функциональна, пожароопасна. Такого много видел и переделывал. Как отличить мастера?.. При выборе не исключается интуитивное «сканирование» — беседа. Это важная проверка на адекватность, на уровень даже общего развития (это важно тоже), второй момент — прозондируйте знания. Да, это тоже возможно. У вас есть интернет и прочесть что-то каждый в состоянии. Опытный мастер, да, конечно, поймет, что вы его проверяете и легко справится с этим, но ведь в этом и цель. Если мастер не ориентируется в элементарной терминологии, то это говорит о его квалификации.
А еще, печное изделие стоит ровно столько, сколько за него готов заплатить заказчик. Если бюджет ограничен, то квалифицированным мастером тут жертвуют. При таком раскладе есть шанс нарваться на молодого толкового специалиста, который учится и пока оценивает свой труд по заниженному коэффициенту, и здесь выигрывают все. Или же низкая цена — низкое качество. Однако есть аферисты, которые дают ценник, но не качество. Подводных камней много. Здесь только многоступенчатая проверка, чутье. И это двусторонний процесс. Как заказчик выбирает мастера, так и мастер выбирает заказчика. Должно все сложиться. Полноценное сотрудничество, которое даст результат.
По моему опыту: если не твой человек, то нужно отпускать без сожаления. Болезненное взаимодействие, в котором нет понимания и гармонии, дадут плохой результат и отберут ваши силы.
И добавлю: что сейчас в Беларуси с выбором очень легко. Нужно выбирать мастеров БелПО, которые отвечают за свое качество не просто на словах, отвечают за безопасность печей, дорожат своей репутацией и постоянно развиваются. Организация общественная, мы несем коллективную ответственность за все, что делаем. И каждый это понимает , потому что качество его продукта отражается на всех. Это дисциплинирует.
Перечислите, что вы можете делать? И есть ли у вас «любимый» вид работы?
В печном деле делать могу все: отопительные печи, отопительно-варочные печи, камины, банные печи, каменки, барбекюшные комплексы, тандыры, каминопечи, камины — все, что связано с очагом, все могу. Что касается любимого вида, то мне все интересно. У меня подход творческий, не потоковый, поэтому погружаюсь в любую работу. Обсуждаем с клиентом, что ему нужно, учитываем все пожелания. Как будет выглядеть, стиль, материал. У меня есть проекты, которые ждут своего заказчика. То есть нереализованные мысли и идеи, которым нужен свой человек. Творческая составляющая — это определенно то, что меня держит в этой профессии. И радует.
Есть ли у вас работы, которыми вы особенно цените и гордитесь? Или для вас всё, что вы делаете, одинаково ценно?
Да, есть. И таких много. Самое важное, что за свои работы мне не стыдно. Ни сразу , ни потом. А это значит, что в своем балансе качества и эстетики, я двигаюсь в верном направлении. Много нереализованного, но это лишь означает то, что многое впереди.
Что вам особенно нравится в своей профессии?
Много составляющих: творчество, проявление конструктивного мышления, поиск решения, коммуникация. Люди интересные и соприкасаться с ними тоже интересно. В своей памяти фиксирую любимые моменты: когда сдаешь объект и зажигаешь огонь, с удовольствием наблюдаешь за первой реакцией заказчика, за его эмоциями. Осознание того, что ты часть этого, даже больше — ты сделал то, что принесло радость. И тепло. Что может быть приятнее того, что твоя профессия приносит людям счастье.
Легко ли находить общий язык с заказчиком? Есть ли такие заказчики, с которыми вы никогда работать не станете? Как определяете, что работать будет трудно и лучше даже не начинать?
Первый момент знакомства, даже по телефону, пара фраз — и ты буквально за пять минут понимаешь, твой заказчик или нет, на одной волне или нет. Важен жизненный опыт, знания психологии, умение выстроить диалог, понять, чего хочет заказчик, суметь убедить его в каком-то решении. Это отдельный вид работы. Если видишь, что заказчик неадекватный, если с первых минут общения видно, что нет элементарной культуры, то с таким человеком не стоит иметь дел. Есть люди, которые считают, раз платят деньги, то позволено абсолютно все. Таких денег не хочется.
Вы состоите в БелПО, являетесь комиссаром по Брестской области. Расскажите подробнее, что вмещает в себя эта должность?
Да, я состою в Белорусском печном обществе и являюсь даже одним из инициаторов его создания. Так сказать, стою у истоков и с удовольствием наблюдаю за его развитием, за тем, чем оно живет и дышит. Являюсь региональным комиссаром по Брестской области, отслеживаю потенциальных мастеров в области, приглашаю их стать частью сообщества. Пропагандирую общество среди заказчиков, мастеров. Мы все заинтересованы в высоком уровне, которому важно соответствовать.
Печное сообщество очень очень дружное и отзывчивое. И разнообразное — в его рядах как очень опытные печники, так и те, кто в профессии не так давно. Скажите, есть ли чему поучиться вам у молодого поколения? Если да, то чему?
Это братство, братство по интересам. Быть профессионалом — это важно, но не менее важны и человеческие качества. Мы никогда не пригласим в свой офис человека, который замечен в каких-то неприятных историях с любыми элементами обмана. Каким бы мастером он не был. Мы дорожим своей репутацией.
Учиться всегда есть у кого. И у молодых, и у опытных. Некоторые в печном деле недавно, но обладают своим уникальным видением. Мы перенимаем друг от друга самое лучшее. Это хорошо для мастеров, организация в этом имеет большой потенциал.
Вы сами были учеником когда-то, а есть ли у вас свои ученики?
Да. Есть люди, которые со мной работали и учились. Рассмотреть в человеке потенциал и вложить в него знания и умения, поспособствовать тому, чтобы он впитал в себя максимум, — моя задача как старшего. Обучил и привил любовь к печному делу некоторых. Человек шесть за свою профессиональную жизнь. Они пошли в профессию дальше, мне за них не стыдно.
Вы принимаете участие в обучающих семинарах здесь, в Беларуси, и за рубежом. Поделитесь, где это было и как обстоят дела с печниками и печным ремеслом в других странах?
Принимаю участие в семинарах за рубежом, как ближнего, так и дальнего зарубежья. Дела там обстоят по-разному. Я бы отметил, что печное дело в нашей стране на очень высоком уровне. В Германии уровень совершенно другой, есть чему поучиться. В развитие этого дела вкладывается очень много средств. У нас же не последним является энтузиазм и любовь к своей профессии. Есть у нас и спонсоры, которые заинтересованы в развитии печного дела. Появляются совместные проекты с производителями. Двигаться в своем развитии всегда есть куда.
Печник — профессия с глубокими корнями в историю. Как вы думаете, продолжит ли жить это дело спустя, к примеру, полвека? Если да, то почему вы так считаете?
Да, печное ремесло — это профессия с историей. Думаю, что продолжится обязательно. Были времена, когда старые печки демонтировались и в дома пришло другое отопление. На тот момент казалось, что уже все, пришло время. Но как показала практика, возрождение началось практически сразу же. Сейчас эта профессия очень востребована. Мастеров не хватает, а это значит, что спрос значительно выше. Для этого и существует БелПО.
Почему это будет жить всегда? Человека завораживает огонь, то тепло, которое он ощущает, дает умиротворение и покой, способствует размышлениям. Меняется жизнь — изменилось и отношение к печкам. Это не только обогрев, но и красота, отдушина.
Печное дело — нелегкий физический труд. А тот, кто усердно трудится, нуждается в качественной передышке. Даете ли вы себе отдыхать и что помогает вам набраться сил?
С отдыхом дело обстоит непросто. Работа физически трудная. За неделю колоссально устаешь, а когда ты старше — тем более. Раньше я этих нагрузок не ощущал. Свои минуты отдыха посвящаю семье. Восстановиться помогает полное переключение на любой другой вид деятельности. Съездить на рыбалку, выехать на природу, прогуляться по городу, посидеть в кафе — просто окунуться в другую атмосферу. Люблю рыбалку, но, к сожалению, что-то редко получается на нее выбраться.
Кстати, смежный вопрос. При отсутствии отдыха неизбежно наступает выгорание. Этим фактом часто пренебрегает молодость. Потому что много сил, много планов и некогда остановиться. Сталкивались ли вы когда-либо с такой усталостью, которая отбирала не только физические силы, но и элементарную радость жизни? Если да, то дайте совет, как этого избегать и как найти правильный баланс между трудом и отдыхом?
Баланс необходим. Однако найти его непросто. Определенно не стоит работать на пределе своих возможностей. Сверхцели, сверхсроки — все это изначально подразумевает, что вы в проиграете. Все можно выполнить и уложиться, но тогда в ущерб себе, своему здоровью, своей семье. Важно уделять время себе и близким, существовать в других направлениях. Жизнь многообразна. Если зациклиться только на работе, то все обязательно приведет к печальным последствиям.
Расскажите о ваших увлечениях. Ваши коллеги говорят, что вы кулинар высшей пробы — настоящий шеф-повар. Когда открыли в себе этот талант и какими блюдами любите удивлять?
Мое увлечение — рыбалка. Еще я очень люблю готовить. Причем знаю очень много рецептов и могу вкусно приготовить. Мне это приносит удовольствие. Когда я готовлю — я этим живу. Кстати, это тоже вполне могло бы быть моей профессией, если бы не печи. Блюд коронных у меня очень много. Я их периодически чередую, чтобы они не приедались. Мои близкие любят, когда я беру кухню на себя. На наших собраниях мои коллеги также оценили все изыски моей готовки.
Я пишу стихи. Когда приходит вдохновение, то все складывается легко и быстро. Главное — успеть занести все мысли на бумагу. Не муки творчества, а только радость.
Гэтыя дзiуныя прасторы,
Что раскiнулiсь вакол.
Рэкi, чыстыя азёры,
Пах духмяны камышоў.
Усё мне гэта сэрцу люба,
Бо народжаны я тут,
Не зыйду з гэтуль нiкуды,
Бо тут лепшы ў свеце кут!!!!
Выйду ў поле — пах духмяны,
Ён так вабiць i манiць….
Я стаю, нiбыта п’яны
I душа ўжо не балiць…
Ззяе зорка ў небе ясным,
Ясны месяц ззяе там,
Сваё любае Палессе,
Я нiкому не аддам….
*****
Ко Дню печника
Глину вновь на мастерок,
Вновь кирпич беру рукою,
Многим будет невдомёк,
Что такое здесь я строю…
Всё просчитано давно,
Эти мысли сон мой гнали,
Но я знаю, вот оно,
То чего Вы не видали!
И растет за рядом ряд,
И пошла вот футеровка,
Я процессу сему рад,
И идёт всё складно, ловко.
Я дыханье затая,
С мастерком в руках колдую,
Грей же, милая моя,
Вот о чём я с ней воркую…
И последний вот кирпич,
Стал на место, словно влитый,
Бабка тащит магарыч
И давно уж стол накрытый…
И осталось лишь одно —
Поднести огонь к поленьям,
И вот счастье — вот оно!
Тянет — просто загляденье!
И улыбки вновь вокруг,
Похвалы, объятья, смех…
Вот такой наш братцы труд,
То ли счастье, то ли грех…
Последнее по традиции — о вечном. Какие качества вы цените в людях и что для вас есть счастье?
Дружба настоящая. Если у вас есть настоящие друзья — вы счастливый человек.
Честность.
Искренность.
Юмор.
Счастье — быть нужным и полезным в этой жизни.
*****
Белорусское печное общество — общество профессионалов!
Тепла и красоты Вашим домам!
Владимир Анатольевич, с большим интересом прочитал Ваш автобиографический рассказ о печном деле в семье Демид. Желаю Вам дальнейших творческих успехов в печестроении. С уважением, Миркис С.
Спасибо, Семён Михайлович. Фамильное ремесло- это то, что делает мою жизнь более осмысленной… Продолжать путь своих предков в благородной профессии, что может быть приятней и ответственней? Я очень рад, что господь уготовал мне такую судьбу.
Очень интересно было прочитать более глубоко с профессиональной стороны о собственном отце, которого хорошо знаешь.
Окинуть вот так целостно взглядом его жизненный путь, опыт и ценности, и, будучи самому уже взрослым человеком, который нашёл себя, казалось бы, в совсем другой профессии, неожиданно обнаружить поразительные сходства…
Хоть я и не печник вовсе, а программист, но главные составляющие в профессии для меня, как и для отца — творческая составляющая, удовольствие от собственной работы, довольный заказчик (которому зачастую не без удовольствия нужно помочь увидеть ту картину проекта, которая вырисовалась в твоём воображении), качество, наставничество, сотрудничество…
Всегда с теплом вспоминаются дни детства, когда ездил с отцом на работу, с интересом наблюдая, как из нескольких рядов кирпича планомерно вырастают произведения искусства. Как ловко нарезаются и кладутся стык к стыку твёрдой рукой и намётанным глазом камни, без доли сомнений, будто воплощая в пространстве уже готовый, витающий в воздухе образ…
Спасибо, папа, за переданный мне родовой опыт, гляжу в эту статью, как в зеркало — хоть форма и другая, но наполнение — то же.
Спасибо, сын. Рад, что ты вырос настоящим человеком.
Классный человек, супер печник.
Спасибо, Юрий